Язык души

Written on Четверг, Июль 26th, 2007 at 16:56 by admin

В любой словарной статье определение психологии начинается с этимологического анализа: «психо» (душа), «логос» (наука, описание) – наука о душе. Однако в древнегреческом языке слово Логос имело множество значений, одно из них – слово. А стало быть психология предполагает изучение особого языка – языка души. Задача психологии состоит в том, чтобы найти логос для психики, позволяющий душе полностью высказать себя, описать себя.

Основная задача психологии – восстановление души в некоторой явной, вербальной или невербальной форме. Это становится возможным благодаря символам, образам и метафорам. Почему же душе необходим свой язык, отличающийся от языка повседневности?

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!

Глаза твои голубиные. О ты прекрасен возлюбленный мой, и любезен!

И ложе у нас – зелень.

Книга «Песни песней Соломона», 1: 14 – 15

Обращаясь к терминам, мы обнаруживаем себя на развилке: для обозначения души в европейской культуре есть две традиции: греческая (psyche) и латинская (anima). Поскольку этимологически термин «психология» связан именно с «псюхе», мы обратимся к истории.

Итак, псюхе – Психея, женский персонаж греческой мифологии. Впоследствии римский писатель Апулей объединил различные мифологические сюжеты и создал красивую легенду о странствиях Психеи-души, жаждущей слиться с Амуром-любовью. Согласно легенде Амур получил в жены царскую дочь – Психею. Дело не обошлось без обмана – Психея была похищена Зефиром, богом западного ветра, объединяющим в себе противоположные начала – губительность и нежность. Брак был заключен при одном условии – Психея не должна была видеть лица своего таинственного супруга. Однако она нарушила этот запрет: однажды ночью Психея зажгла светильник и поднесла к лицу Амура. Завороженная его красотой она не могла отвести глаз и не заметила, как горячая капля упала на нежную кожу юноши. Как только это случилось, Амур исчез. Психее пришлось пройти множество испытаний – даже спуститься в мрачные недра Аида - чтобы вновь обрести возлюбленного.

В этой легенде четко видна связь души с тайной, любовью и смертью. То есть душу влечет стремление слиться с неким прекрасным и высшим началом, но слияние это возможно только через смерть, преодоление, отрицание себя. В религиозных и эзотерических учениях душа соотносится с женским началом, а слияние души с Богом уподобляется священному брачному союзу.

Жизнь души – странствие, путешествие. В книге Дж. Лакома и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живы» метафора «жизнь – путешествие» признана самой глобальной метафорой культуры. Летучесть, подвижность души всячески подчеркивается в легендах и преданиях, ведь это качества, необходимые страннику. Греческое слово «психея» означает «душа», «дуновение», «бабочка». В Древней Греции души умерших часто изображались в виде бабочек, вылетающих из погребального костра. На Востоке существовала легенда о том, что человеческая душа – это прекрасная бабочка. Когда человек засыпает, она покидает тело и странствует в чудесных неведомых мирах. Все, что она там видит, мы воспринимаем, как сон. Вспомним хотя бы знаменитый сон Лао-цзы, который побудил его к созданию своей концепции. Однажды Лао-цзы заснул и ему приснилось, что он бабочка, которой сниться, что она Лао-цзы. Проснувшись, философ долго не мог понять, кто же он – Лао-цзы, которому снилось, что он бабочка или бабочка, которой снилось, что она Лао-цзы. Таким образом крылатость, летучесть – основное свойство души. «На Господа уповаю, как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица» (Пс. 10). Поэтому усопшие с давних времен представляются легкими призраками, тенями, летающими приведениями.

Итак, душа осуществляет трудное путешествие к прекрасной тайне. Например, в каббалистической практике - это путешествие души к Творцу, который представляется как источник света-наслаждения. Для этого необходимо пройти 10 сефирот, 10 экранов, 10 занавесей скрывающих свет Творца, постепенно приобретая свойства каждой ступени.

Движение души сквозь реальность к тайне приводит к тому, что реальность усложняется, в нее вовлекаются все новые и новые элементы. Работа психотерапевта с клиентом аналогичный процесс – только тайной здесь выступает сама душа.. Новая информация возбуждает специфический ориентационный рефлекс – где-то на уровне высших форма нервной деятельности. Вторжение в реальность новых элементов парализует нормальное функционирование языка и порождает непременное состояние немоты. Эта немоты – необходимый момент познания. Недаром теоретики японского театра отводили главное место не сценическому действию как таковому, а искусству расстановки и длине пауз между репликами актеров, потому что именно в моменты тишины происходит подлинное общение актеров и зрителей. Китайские художники считали самым важным на своих картинах чистое, белое пространство листа, а высшей мудростью монаха был обет молчания. Когда обыденный язык бессилен, его немота порождает особый язык немоты – метафору. В психотерапии метафора – вербальная заместительная репрезентация опыта, который по каким-либо причинам (зачастую просто сам факт наличия такого опыта является откровением для пациента) не может быть высказан нефигуральными средствами.

Edit Page