Экадаши Мокшада

Written on Четверг, Июль 26th, 2007 at 16:36 by admin

15.jpg

Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Вишну, владыка всего сущего, о восторг трех миров, о Господь Вселенной, о творец мира, о старейший, о лучший из всех существ, я почтительно склоняюсь перед Тобой. О Бог богов, для блага всех живых существ милостиво ответь на мои вопросы. Как называется экадаши, приходящий в светлую половину месяца Маргаширша и устраняющий все грехи? Как правильно соблюдать его и какому Божеству следует поклоняться в этот день? О Господь, пожалуйста, дай мне исчерпывавший ответ".

Господь Шри Кришна молвил: "О Юдхиштхира, твой вопрос очень благоприятен и принесет тебе славу. Точно так же, как раньше Я уже объяснил тебе смысл ценнейшего маха-двадаши Утпанна*, который наступает в темную половину месяца Маргаширша, т.е. день, когда из Моего тела явилась Экадаши-деви, чтобы убить демона Муру, день, приносящий благо всему одушевленному и неодушевленному в трех мирах, теперь Я поведаю тебе об экадаши светлой половины месяца Маргаширша.

Этот экадаши известен как Мокшада, ибо он очищает искреннего преданного слугу Господа от всех последствий грехов и дарует ему освобождение. В такой день следует поклоняться Божеству Господа Дамодары. В полном сосредоточении надо Ему поклоняться поднося благовония, светильник на масле гхи, цветы и манджари (цветки) священной Туласи.

О лучший из царей, пожалуйста, выслушай старинную и благоприятную историю этого экадаши. Просто слушая эту историю, можно достичь блага, равного благу от совершения жертвоприношения коня. Это освободит предков, матерей, сыновей и других родственников, попавших в ад, и даст им возможность войти в рай. Поэтому, о царь, внимательно слушай это повествование.

Это случилось в чудесном городе Чампаконагари, украшенном живущими в нем возвышенными вайшнавами. Лучший из святых царей, Махараджа Вайкханаса, правил в нем, обращаясь со своими подданными, как со своими сыновьями и дочерьми. Брахманы этого стольного града были опытны в четырех видах ведического знания. Однажды ночью праведный правитель увидел во сне отца, истязаемого на адских планетах. Царь исполнился сострадания и заплакал от горя. Утром Махараджа Вайкханаса рассказал свой сон собранию дваждырожденных [брахманов].

"О брахманы, - сказал царь, - прошлой ночью во сне я увидел отца, страдающего на адских планетах. Он кричал: "О сын! Освободи меня от мук ада"! Я потерял покой, и даже это чудесное царство стало невыносимо мне. Даже мои кони, слоны, колесницы не милы мне больше, и огромное богатство вовсе не радует меня. О лучшие из брахманов, с тех пор, как я увидел мучения отца от пыток ада, всё, даже жена и сыновья, стало для меня источником несчастья. Куда мне пойти и что мне сделать, о брахманы, чтобы облегчить его страдания? Мое тело пылает огнем и горем! Пожалуйста, поведайте мне, какую милостыню надо мне раздать, каким образом поститься, какую аскезу предпринять и на чем сосредоточить мысленный взор, чтобы освободить отца от агонии и дать моим предкам освобождение. О лучшие из брахманов, какой смысл в существовании могущественного сына, если его отец вынужден страдать на адских планетах? Воистину, жизнь такого сына полностью бесполезна!"

Дваждырожденные брахманы ответили: "0 царь, в горном лесу неподалеку отсюда есть ашрам, в котором живет великий святой Парвата Муни. Иди к нему, он знает прошлое, настоящее и будущее каждого и, конечно же, сможет помочь тебе в твоем горе".

Выслушав этот совет, горюющий царь тут же поднялся и направился в ашрам прославленного святого Парваты Муни. Ашрам был очень большим: в нем жило много ученых мудрецов, опытных в декламировании священных гимнов четырех Вед**. Придя в святой ашрам, царь увидел Парвату Муни восседающим среди мудрецов подобно Господу Брахме, нерожденному творцу [Вселенной]. Махараджа Вайкханаса выразил мудрецу свое смиренное почтение, преклонив колени, а затем простершись в земном поклоне пред ним. После того, как царь сел, Парвата Муни осведомился о благополучии семи составляющих обширного царства*** гостя. Также мудрец спросил, страдает ли его царство от несчастий, умиротворены ли и счастливы его жители? Отвечая, царь оказал: "Твоей милостью, о прославленный мудрец, с семью составляющими моего царства все благополучно. Но я все равно серьезно обеспокоен, и потому я пришел за советом к тебе, о брахман".

Тогда Парвата Муни, лучший из всех святых, закрыл глаза и погрузился в медитацию на прошлое, настоящее и будущее царя. Спустя некоторое время от открыл глаза и сказал: "Я увидел причину. Твой отец страдает из-за великого греха. В своей предыдущей жизни он поссорился с женой, пытаясь удовлетворить свой любовный пыл в то время, когда у нее были месячные. Она пыталась остановить его, крича: "Помогите! О муж, пожалуйста, не беспокой меня в эту минуту!" Однако он не оставил ее в покое, и из-за этого тяжкого греха пал в ад".

Царь Вайкханаса сказал: "О величайший из мудрецов, каким же постом или пожертвованием я могу освободить своего дорогого отца из ада? Как я могу устранить бремя последствий его грехов, которые являются великой преградой на его пути к окончательному освобождению?".

Парвата Муни ответил: "В светлой половине месяца Маргаширша есть экадаши, называемый Мокшада. Если ты строго, полностью постясь, почтишь этот священный день, а полученные от этого блага посвятишь своему страдающему отцу, то он избавится от страданий и тотчас освободится".

Выслушав это, Махараджа Вайкханаса сердечно поблагодарил святого и возвратился в свой дворец. О Юдхиштхира, когда наступила светлая половина месяца Маргаширша, исполненный веры Махараджа Вайкханаса совершенным образом соблюдал пост в экадаши вместе с женой, детьми и другими родственниками. Он послушно передал все полученное от поста благо своему отцу. И когда он поступил таким образом, с небес на него посыпались чудесные цветы. А отец царя, восхваляемый сопровождающими его посланниками полубогов, отправился на небо. Минуя [царство] сына, отец сказал царю: "Мой дорогой сын, да пребудут с тобой все блага!" И впоследствии тот достиг райского царства****.

О сын Панду, тот, кто строго соблюдает священный экадаши Мокшада, следуя установленным правилам и предписаниям, достигнет после смерти полного и совершенного освобождения. Нет лучшего дня поста, чем этот экадаши двух светлых недель месяца Маргаширша, о Юдхиштхира! Этот день кристалльно чист и безгрешен, а пост в экадаши подобен драгоценному камню Чинтамани, исполняющему все желания. Тот, кто искренне соблюдает его, обретет особое, трудно оценимое благо. Этот день может возвысить на небесные планеты и привести дальше к совершенному освобождению.

Примечания:

* Если экадаши приходится на двадаши (двенадцатый день), вайшнавы все равно продолжают называть его экадаши.

** Четыре Веды: Сама, Яджур, Риг и Атхарва.

*** Семь составляющих владения царя: сам царь, его советники, казна, армия, союзники, брахманы и жертвоприношения, совершаемые в его царстве, а также нужды его подчиненных.

**** Если человек соблюдает пост в экадаши для умершего отца, страдающего в аду, то полученное благо дает предку возможность покинуть ад и достичь райского царства, где он может заняться служением Кришне или Вишну с преданностью и вернуться обратно к Богу. Но соблюдающий экадаши для своего духовного продвижения сам приходит к Богу, никогда не возвращаясь обратно в этот материальный мир.

Edit Page