Бхишма-панчака

Written on Четверг, Июль 26th, 2007 at 16:35 by admin

14.jpg

Последние 5 дней священного месяца Картика традиционно называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. В Хари-бхакти-виласе объясняется, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Всевышнего Господа человеку следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя этот пост вовсе не обязателен, Кришна остается доволен тем человеком, кто принимает на себя эту аскезу как  подношение Господу. Это подтверждается и в Падма-пуране. Так что если вы не соблюдали поста в Чатурмасью, то пост в Бхишма-панчаку выполнит роль Чатурмасьи.

В этом году Бхишма-панчака началась 1-го и продлится по 5 ноября. Пост прерывается 5 ноября (это - последний день Чатурмасьи, он называется раса-пурнима) обычно после 16 час.

Самый распространенный вид поста, которого придерживаются вайшнавы вне Индии, выглядит следующим образом.

Пища состоит из кореньев, фруктов и орехов. Все это употребляется в пищу или в вареном, или сыром виде (но не жареном!). Причем соль в пищу можно добавлять только так наз. "черную" (а если нет "черной", то и вообще можно обойтись без соли). К тому же нельзя использовать какое бы то ни было масло, в том числе, популярное в Индии топленое масло гхи. Обычный набор "корешков" и "вершков" в этот пост таков: вареный картофель (обычный или сладкий), репа (сырая), вареный арахис, изюм с фисташками, апельсины (сладкие, разумеется), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй применяют корень имбиря и куркумы (только не берите порошок, поскольку в него добавляют рисовую муку). А вот морковку или свёколку есть не рекомендуется, хоть это тоже "корешки". Между прочим, нельзя употреблять и те плоды, в коих много косточек и семечек: огурцы, гранаты, папаю, арбузы, дыни, гуаву и проч.

Прекрасный пример подает известный духовный учитель и проповедник из Маяпура (Зап. Бенгалия) Шрила Джаяпатака Свами, который на Бхишма-панчаку лишь пьет фруктовые соки.

Так или иначе, сей пост не выглядит, согласитесь, суровым испытанием.

Есть и другой традиционный способ провести пост Бхишма-панчака. Он называется хавишья, т.е. особая разновидность излюбленного народного индийского блюда кичри (рис и горох, сваренные вместе). Соль опять-таки класть только "черную". Любые другие специи исключаются. Следует избегать и масла, хотя после окончания готовки кое-куда вполне можно  добавлять масло-гхи). По желанию в блюдо можно также добавить молоко, определенные виды шака (наподобие шпината). Существуют еще и другие немногочисленные ингридиенты, но о них у нас в стране мало кто знает.

Интересно, что наша хавишья должна быть приготовлена за один раз, причем горох мунг (такой не очень крупный, золотистого цвета, легко разваривающийся, очень питательный и полезный) и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше ее доваривать нельзя. Так что должны присутствовать и опыт, который "сын ошибок трудых", и гений, который "парадоксов друг"!

Более подробно о Бхишма-панчаке рассказывается в таких писаниях, как Падма-пурана (Брахма-кханда, гл. 23), Сканда-пурана (Вишну-кханда, Картика-махатмья, гл. 32), Гаруда-пурана (Пурва-кханда, гл. 123).

Для правильного выхода из поста (это тоже нужно делать грамотно) следует съесть что-нибудь из зерна и гороха урад (в последний месяц Чатурмасьи нужно соблюдать пост именно на этот вид гороха). Однако поскольку в России большинство вайшнавов не употребляют урад, то можно вполне обойтись любой другой пищей из злаковых или бобовых культур.

Однако соответствующее питание, как вы догадываетесь, это еще далеко не все. Пост - это прежде всего, сосредоточение ума и чувств на чем-то возвышенном и божественном. Вайшнавы в такие дни поклоняются великому слуге Господа Бхишмадеве следующим образом. Во-первых, каждый день нужно совершать омовение в священной Ганге (она считается матерью Бхишмадевы), а ему самому - 3 раза предлагать ему воду Ганги, произнося особые мантры

Edit Page