иснует ли любви в ведической культуре?

Written on Среда, Июль 25th, 2007 at 11:37 by admin
Filed under Ведическая культура.

Любовь является одной из центральных тем Вед. Известно, что лексика языка отражает глубокое проникновение представителей этой культуры в то или иное явление природы. Так, например, в арабском языке свыше 130 наименований для понятия «верблюд», поскольку это животное играло важную роль в жизни тех народов. У жителей крайнего севера около 20 слов, обозначающих снег – есть слово, указывающее на «мокрый снег», «новый снег» и т.д. В Ведах современные исследователи нашли более 60 обозначений для такого вселенского явления как «любовь».

Веды различают несколько уровней любви. Самый первый, примитивный, называется тришна. Тришна переводится как «жажда». Например, когда человеку хочется пить, он не спрашивает у воды в стакане, любит ли она его, хочет ли соединиться с ним и т.д. Человек просто берет и пьет воду. Такое же отношение одного человека к другому называется в Ведах тришна, «эгоистическая любовь». Это даже не любовь, а неуемное желание обладать другим (телом, красотой, способностями и т.д.). В криминалистике такая «любовь» называется изнасилованием. Это низший вид любви, если говорить о любви в понятиях влечения одного живого существа к другому.

Обоюдная тришна, когда у другого объекта также возникает подобное чувство, называется майтхунья, или половое влечение. Это очень опасная комбинация, поскольку дети, рожденные от такой любви, зачастую развивают в себе демонические задатки и становятся обузой для общества. Рождение детей – это великое таинство. Никто не приходит в этот мир чистым листом. Каждый несет на себе печать своих прошлых деяний. Но еще большую роль в формировании характера будущего ребенка играет состояние сознания родителей в момент зачатия. Майтхунья, похотливое стремление насладиться друг другом, закладывает в зародыше определенные самскары, «впечатления», подобные впечатлениям от только что просмотренного фильма. Известно, как кинофильмы влияют на сознание; подобным же образом влияют на сознание будущего ребенка звуки и мысли родителей в момент зачатия.

Следующий вид любви – мат-сарам, «мотыльки в животе». Эта любовь известна всем – ее называют «юношеской любовью», «первой любовью» или «романтической любовью». В определенном смысле, когда эта любовь проявляет устойчивый характер, о ней говорят, как о платонической любви.

Далее, более высокий уровень – это сильная привязанность к общению с противоположным полом. Такая любовь носит название камы, вожделенной привязанности. Сила этой любви велика. С помощью камы все красавицы мира повелевают своими супругами. Великие империи строились лишь по мановению руки красивой женщины. И по ее же мановению они рушились. Кама провозглашается Кришной в «Бхагавад-гите» самой страшной болезнью живого существа. Кама суть ни что иное, как наше изначальное стремление служить и любить Бога, видоизменившееся под влиянием материальной природы. Кришна советует нам победить каму с помощью великого оружия, трансцендентного знания, которое включает в себя знание о трансцендентных обителях Господа и Его спутниках в духовном мире.

Следующий уровень любви – это бескорыстная любовь. Она делится на две категории: любовь друга к своему другу и любовь матери к дитю. Бескорыстие в обоих случаях подразумевает жертвенность, а разница состоит лишь в том, что друг порой ждет такой же жертвенности от своего друга, тогда как мать вообще ничего не ждет от ребенка в обмен на свою любовь и служение. Такая любовь – высшее проявление любви, доступное живым существам в материальном мире.

Далее Веды говорят о духовной любви. Духовная любовь от начала и до конца бескорыстна. Ее отличие от материальной любви состоит в том, что объектом духовной любви является Бог, который есть совершенный друг, господин, ребенок или возлюбленный. Материальный мир представляет собой отражение мира духовного. Все отношения, которые мы видим здесь, вечно проявлены в духовной реальности. Любовь составляет основу духовного мира и духовных отношений. Душа соткана из любви, и также сотканы из любви ее одеяния, окружение, привычки и голос. Чтобы постичь духовную любовь, которую на санскрите называют премой, необходимо вначале понять принцип вечной реальности, где нет ни грамма материи. То, что в материальном мире отражается в самом низу, является в мире духовном вершиной любви. Это – одна из сокровенных тайн ведического знания, и постигать ее необходимо в общении с истинным духовным учителем.