Шрипада Садашивачарья.

Written on Четверг, Июль 26th, 2007 at 15:14 by admin
Filed under Статьи.

Тантрическая Традиция придает телу исключительно важное значение, так как все процессы, протекающие во вселенной, протекают и в теле каждого. Тело — это одна из самых совершенных янтр. В воплощении души в материальное тело заключен глубокий мистический смысл: только пребывая в теле возможно реализовать опыт дживанмукти (прижизненного освобождения), которое превосходит опыт видехамукти (освобождения после смерти тела). До тех пор, пока дживанмукти не будет реализовано, душа вынуждена будет вновь и вновь возвращаться в материальный мир для воплощения в материальном теле. В достижении прижизненного освобождения тело играет весьма важную, ничем не заменимую роль. Многие духовные авторитеты Тантры даже утверждают, что не столько душа нуждается в освобождении, сколько тело.
Тантрическая аксиома гласит: чего нет в теле, того нет и во вселенной. Эта тантрическая истина также лежит в основе традиционной ведической науки о жизни — аюрведы, включающей в себя различные медицинские знания. Большинство аюрведических трактатов — например, такие как "Чарака-самхита" и "Сушрута-самхита" — отражают чисто тантрические идеи о теле человека и процессах жизнедеятельности. В этих и других текстах аюрведы человеческое тело рассматривается в следующих категориях:
шариротпатти-крама (процесс формирования тела из зародыша), шарира-стхапанади-нирная (местонахождение нервов и других тонких органов в теле), бхута-гуна (конкретные материальные элементы, из которых тело образовано, а также соответствующие им качества и характеристики), шарирастха-ваю-нирная (функции, которые выполняет в теле элемент воздуха) и шариракоша-варна (описание мышц, тканей и их групп в теле). Более того, многие основополагающие трактаты аюрведы относятся к разряду именно тантрической литературы. Например, один из них — "Ваджикарана-тантра", содержащая описания и рекомендации для сохранения и увеличения сексуальной энергии, для лечения сексуальных расстройств и вообще относительно сексуальной жизни.
Согласно тантрическому (а также древневедическому) мировоззрению, тело человека представляет собой микрокосм, средоточие реализации желаемого (ишта) и той цели, которая должна быть достигнута (садхья) через постоянно прилагаемые усилия (садхану). В частности, садхана состоит в пробуждении скрытой силы собственного "Я" (атма-шакти) и ведет к Самореализации. Благодаря присутствию в теле этой силы собственного "Я" (проявлящейся в микрокосме человеческого тела как энергия кундалини), поддерживается само существование человека. В свою очередь, кундалини микрокосма неотделима от своего макрокосмического аспекта — от махакундалини, некой "всеобщей кундалини" или единой Космической Энергии, Шакти, почитаемой тантристами как Богиня-Мать. Но самая глубинная сущность человеческой души — это мужской принцип неизменного Космического Сознания, Шивы, который является Душой всех индивидуальных душ и поэтому почитается как Бог-Отец. Тело человека представляет собой вместилище двух этих принципов — активной, динамической Шакти (Энергии) и статичного, пассивно-созерцательного Шивы (Сознания). Цель тантрической духовной практики (садханы) состоит в том, чтобы привести в своем теле-микрокосме эти два принципа в состояние идеального равновесия (самарасьи), сделать Двоих Одним Целым. И телесно ориентированные техники, и практики садханы (часто связанные с использованием сексуальной энергии) играют в достижении этой цели очень важную роль.
Гармонизация мужского и женского принципов является важной целью тантрической садханы, позволяющей человеку превзойти свои психофизические ограничения и обрести сиддхи (сверхнормальные способности) и даже бессмертие уже в своем человеческом теле. В самых высших формах тантрической практики становится возможным даже такое преобразование физического тела в богоподобное тело (дивья-тану), когда достигается физическое бессмертие. Этого достигли, к примеру, великие йогины-махасиддхи Ватуланатха, Крия Бабаджи и Горакшанатха. Высшие формы такой садханы относятся к уровню сиддхантачары. Практиковать их по-настоящему могут лишь
высокопродвинутые сиддха-йогины и Учителя, а для практикующих тантриков начального и среднего уровня подобная садхана попросту неактуальна. Тантрическая практика физического преобразования тела в сверхчеловеческое и даже божественное тела известна как кайя-садхана (садхана тела). В ходе такого преобразования контроль должен быть достигнут над всеми элементами, составляющими тело, а также над самими клетками и над процессом движения семенного флюида. Пока определенное совершенство в кайя-садхане способны проявлять лишь немногие сиддха-йогины, но в перспективе, возможно, это станет доступным и большему числу людей. Именно к этому физическому преображению тела и материальной природы вообще стремился великий индийский философ и мыслитель-мистик Шри Ауробиндо, но сам он так и не смог осуществить подобный опыт. Более или менее доступная всем йогическая садхана Тантры по гармонизации мужского и женского принципов (и вообще энергообмена между микрокосмом и макрокосмом) включает в себя практики нескольких типов:
1) дыхательные упражнения (различные пранаямы и др.);
2) гелиотерапевтические процедуры, связанные с ритуальным почитанием Солнца и живым контактом с энергиями природных стихий (Сурья-намаскара, сандхья-вандана и др. практики);
3) техники йоги для тела (прежде всего хатха-йога);
4) сексо-йогические практики с сопутствующими им эзотерическими ритуально-магическими таинствами "тантры левой руки" (таинства Бхайрави-чакры, Йогини-чакры и др.);
5) практики, связанные с применением знаний аюрведы и расаяны (тантрической алхимии);
6) особая диета и образ жизни, регулируемые предписаниями священных Тантр.
Выполнение подобной комплексной садханы, если для этого имеются подходящие условия, позволяет не только изменить жизнь и наполнить ее сверхчеловеческим и даже божественным наслаждением (бхукти), но и достичь немедленного прижизненного освобождения (дживанмукти). Однако, правильное выполнение подобных практик требует серьезного посвящения в Тантрическую Традицию и соответствующего обучения, которое может занять не один год. Конечно же, все это невозможно без сознательного обращения в тантризм именно как религию, поскольку ни один истинно тантрический гуру никогда не станет обучать атеиста или иноверца подлинно эзотерическим практикам.
Одной из важнейших эзотерических практик тантризма является ритуальное соитие (майтхуна), выполняемое супружескими парами индивидуально или же во время таинства чакра-пуджи (Бхайрави-чакры или Йогини-чакры). Согласно "Куларнава-тантре" (5.107-112), майтхуна позволяет осознать единство Высшей Шакти с собственным "Я". Тантры неоднократно подчеркивают исключительную важность в тантрической садхане правильно выполняемой майтхуны. В "Шактисангама-тантре" (Тара-кханда, 36.24-25) говорится, что эзотерическое знание, сообщаемое духовным учителем (гуру) и практика правильного выполнения паньчататтвы (главного таинства "тантры левой руки", включающего майтхуну) должны держаться в строжайшей тайне ϋ¾т непосвященных. Правильно выполняемая должным образом посвященными супружескими парами майтхуна непременно предваряется совершением специальных (достаточно сложных и длительных) обрядов и таинств — Шакти-пуджи, стри-пуджи, йони-пуджи и др. Без подобных сопроводительных таинств майтхуна становится уже не медитацией, не обрядом и не тантрической практикой (даже если при этом были применены самые изощренные приемы и техники "искусства любви"), а простым заурядным совокуплением, не ведущим к каким-либо духовным результатам.
"Тантра левой руки" (вамачара) с ее практиками с использованием сексуальной энергии настолько важна в Тантрической Традиции, что для многих само понятие "тантризм" связывается зачастую именно с "тантрой левой руки", хотя вамачара, как известно, представляет собой только одну из стадий-ачар Тантрического Пути и соответствующий этой стадии тип садханы.
Слово вама означает "левый, левосторонний", а вамА — "женщина". Поэтому вамачара означает не только "путь левой руки", но и "путь практики с партнером-женщиной". Именно через тантрическое почитание женщины как частичного проявления (каламша-рупа) Шакти тантрик сам постепенно становится все более и более единым с вселенской Шакти, а через Нее реализует и свое полное единство с Шивой. В "Ачара-бхеда-тантре" (кстати, само название этого писания — "Тантра различения путей" — указывает на то, что следует правильно понимать и применять на практике все ачары Тантрического Пути) говорится, что для того, чтобы по достоинству почтить
Высшую Шакти, садхака-вамачари сам должен стать женщиной. Ложное понимание этого (и некоторых других) священного текста нередко приводило к всевозможным искажениям тантрической практики и даже оправданию откровенных противоестественных извращений. На самом же деле здесь имеется в виду достижение состояния единства с вселенской Вечной Женщиной, т.е. с Высшей Шакти, настоящим почитанием которой как раз и является реализация подобного единства с Ней. Разумеется, это вовсе не требует от нормального мужчины уподобления себя женщине в одежде и в манерах поведения.
Женщина (сама предварительно посвященная или отмеченная особым жребием и знаками) играет важную роль в посвящении новичка в таинства шактистского культа вамачары. Она может выступать и в роли гуру, что невозможно в ведической традиции (т.е. обычном брахманском индуизме). Такие высокопосвященные женщины называются уттара-садхика ("высшая практикующая"), йогини, Бхайрави, лата (буквально "лиана", т.к. имеется в виду, что такая женщина обвивает своим телом партнера-мужчину в таинстве майтхуны) и другими терминами. Почитаемая в тантрических таинствах женщина носит название кула-стри. Хотя все женщины так или иначе символизируют собой Богиню, все же среди них юные девственницы (кумари) — самые красивые и привлекательные, поэтому кумари-пуджей (почитанием девственниц) особенно удовлетворяется Сама Божественная Мать.
Не каждая женщина и не каждый мужчина подходят для того, чтобы участвовать в таинствах "тантры левой руки". Тантры полны описаний и рекомендаций относительно того, кто, с кем, когда и как может совершать майтхуну. Кровосмешение (инцест), сближение с женой гуру (если гуру не монах) или с женой другого осуждаются. Тем не менее, как и любая другая религиозная традиция, тантризм не избежал появления различных околотантристских и лжетантристских учений и сект, последователи которых имитируют и искажают тантрическую практику в угоду своим низменным потребностям, лишь прикрываясь "духовностью". Бывало, что богатые и влиятельные люди, прикрываясь тантрическими идеями и практиками, использовали сексуальные обряды и таинства Тантры не ради достижения духовной реализации, а исключительно ради удовлетворения своих извращенных сексуальных инстинктов, игнорируя предписания Тантр. Так, например, средневековый индусский автор Кальхана в своем тексте "Раджа-тарангини" (7.278) приводит следующий факт: царь Каласа (живший в XI веке) охотно предавался подобным лжетантрическим "практикам", вдохновляемый своим гуру Прамадакантхой, который сам совершал отвратительные поступки, прикрываясь искаженной "тантрой", — например, совершил кровосмесительное соитие со своей собственной дочерью. Несколько позже деградации практики многих тантрических общин в Индии (особенно в Бенгалии) способствовал приток в них большого числа состоятельных людей, жаждущих лишь острых ощущений и вовсе не стремящихся практиковать настоящую садхану. Идя на поводу у таких "садхаков" (часто весьма богатых и влиятельных в обществе) и не желая лишаться их щедрых пожертвований, отдельные учителя и жрецы этих общин сознательно вносили изменения в практику и даже допускали искажение текста Тантр. Из-за подобных злоупотреблений выродился, например, институт дэвадаси (храмовых танцовщиц и хранительниц целого ряда тантрических искусств, включая и "искусство любви"), которых алчные администраторы храмов вынудили обслуживать прихоти богачей и по сути превратили в особый разряд проституток. Таким образом, Тантрической Традиции был нанесен огромный моральный ущерб. Именно в Бенгалии возникла и долгое время наводила ужас на беззащитных людей откровенно террористическая лжетантристская секта тхагов ("душителей"), уничтоженная впоследствии англичанами. Такие "тантрики" сильно скомпрометировали тантризм в глазах индусов-нетантристов и до сих пор далеко не каждый уважающий себя индуист-тантрик открыто осмелится признаться в своей принадлежности к садхакам вамачары.
Теперь же к подобного рода "тантристам" прибавились еще западные и отечественные извращенцы: последователи т.н. "русской тантры", "неотантристы" (прежде всего, некоторые из последователей "просветленного мастера" Ошо Раджниша), а также "объективисты". Разумеется, все они — такие же "тантрики", как последователи "Аум Синрике" — "буддисты", а "белые братья" или сектанты-виссарионовцы — "христиане". Никакого отношения к настоящему тантризму — древней и серьезной мистической традиции — "неотантристы" и прочие лжетантристы всех типов не имеют. К тому же в их практике отсутствует какое бы то ни было религиозное, мистическое содержание, т.к. "практика" (зачастую откровенно импровизированная, не опирающаяся на какой-либо опыт передачи от учителей) сводится лишь к выполнению различных манипуляций со своим телом и с телом партнера без всякого освящения или медитации на Шакти Дэви. Да и практикующие подобную "тантру" чаще всего являются откровенными материалистами и атеистами, не стесняющимися признаваться в том, что жаждут именно острых ощущений, а не духовного опыта. Обучающие их "инструкторы" обычно невежественны относительно истории, философии, вероучения и реальной практики классического тантризма (подобную невежественность они демонстрируют как в своих выступлениях, так и в публикациях), что уже само по себе свидетельствует об уровне их духовной подготовленности, а также об отсутствии у них посвящений. Преподаваемая ими (как правило, на основе собственных "наработок" и расхожих вульгарных понятий о Тантре) "йога секса" хотя и дает практикующим ее определенные психофизические ощущения, тем не менее, все же является просто сексуальным экспериментом и ничем более, ведь секс (даже самый изощренный!) остается просто сексом да и только, если эта сокровенная сфера человеческой жизни никак не сакрализуется, а занимающиеся подобным "тантрическим" сексом не выходят за рамки мышления среднестатистического обывателя (пашу).
"Семинары тантры" проводятся лжетантристскими "мастерами" и "инструкторами" для таких же, как и они сами, ни во что неверующих (кроме, пожалуй, денег и грубых чувственных удовольствий) обывателей с их примитивной психологией потребления. Даже если при этом используются какие-либо украденные из Тантрической Традиции обрывочные знания и практики, в руках недобросовестных и далеких от всякой духовности людей эти знания и практики, став полностью десакрализованными и опошленными, превращаются лишь в дополнительные орудия растления как тела, так и души, служа таким образом целям, диаметрально противоположным целям Тантрического Пути спасения. Тантрические знания и практики "тантры левой руки", применяемые не по прямому своему назначению, способствуют стремительной деградации людей. Вырванные из общего контекста Тантрической Религии и образа жизни сексуальные обряды и таинства в руках западных и доморощенных лжетантристов превращаются просто в механические "техники", ничего общего не имеющие с любой духовностью. Опошляя своими действиями древнее и благородное учение Тантры, лжетантристы ухудшают как свою собственную карму, так и карму своих "студентов". Невозможно быть тантриком без посвящения в Тантрическую Традицию и без осознанного следования Тантрическому Пути, что предполагает, прежде всего, сознательную религиозность, веру в Бхагавати Кали, в Бога Шиву и готовность почитать Их способами, предписываемыми Тантрами.
Заниматься "тантрическим сексом" без его шодханы (ритуально-магического очищения) и без его освящения — нечто более худшее, чем продолжать питаться, как свинья, неосвящаемой пищей вместо освященной прасады. Если питающийся неосвященной пищей оскверняет больше всего свое физическое тело, то предающийся изощренному и никак не сакрализованному сексу обыватель-материалист оскверняет себя до самых глубин души, разрушает саму возможность по-настоящему любить Бога, мир и других. С точки зрения настоящей Тантры, все существующее, включая чувства (в т.ч. и сексуальное желание) каждого существа, должны подвергаться тотальному освящению и вовлечению в служение Источнику всего сущего, т.е. Богу. Использовать природные и свои собственные человеческие возможности и ресурсы не для служения Всевышнему, а лишь для личного удовольствия, является грехом и скотством. Человек, лишенный ориентированного на Бога сознания и живущий только своими скотскими инстинктами, является самым низшим среди людей, именуемым в Тантрах словом пашу ("животное").
В подлинном, классическом тантризме правильно выполняемая майтхуна — это сложное таинство одновременного богослужения, медитации, магии и йоги, превращающее соитие супругов в грандиозное по своей преобразующей ум, чувства, тело и душу силе ритуализированное действо. Входить в это сокровенное таинство имеют право лишь по-настоящему духовные люди с богонаправленным сознанием и выраженной вира-бхавой, ибо практикой вамачары могут заниматься лишь вира-садхаки после прохождения соответствующего посвящения и обучения. Научиться же истинной вамачаре по книгам или от некомпетентных самозванных "учителей"-тренеров невозможно. Разумеется, и опыт, и переживания, и результаты от выполнения сексо-йогических практик в настоящей тантрической садхане будут весьма отличаться от аналогичных "техник", практикуемых лжетантристами. Поэтому утверждения "неотантристов" о том, что они, мол, сразу дают всем желающим получить тот опыт, к которому у "ортодоксов" (т.е. у настоящих тантриков) приходится идти длительное время через множество посвящений, не выдерживают никакой критики. Опыт "неотантристов"
совершенно бездуховен и немистичен по самой свой природе и уже поэтому не имеет ничего общего с реальным тантрическим опытом духовного преображения личности, не говоря уже о несопоставимости всего богатейшего арсенала практик и методов (недоступных непосвященным) классического тантризма и дешевых "наработок" невежественных и корыстолюбивых лжетантрических "инструкторов". Подлинная Тантра и "неотантристская" подделка под тантризм отличаются друг от друга еще больше, чем ароматный и сочный плод — от парафинового муляжа.
Истинная цель правильной майтхуны — получение одновременного опыта не только психофизического наслаждения (бхукти), но и духовного блаженства (ананды), верного признака освобождения (мукти). Правильное выполнение майтхуны немыслимо без предварительной дикши (инициации), без освящения (абхишеки), без многочисленных обрядовых церемоний (которые здесь отнюдь не "мелочи") и без руководства настоящего тантрического гуру, помогающего ученикам разобраться в предписаниях Тантр и передающего им необходимые духовные полномочия, без которых не может быть образована чакра (круг посвященных), в которой и будет происходить таинство паньчататтвы. Такая майтхуна — к тому же и одно из самых важных ритуально-магических таинств почитания Шакти Дэви, а вовсе не один из способов получения только заурядного физического наслаждения. В таинстве паньчататтвы принимают участие и существа невидимого мира, поэтому чакра-пуджа представляет собой очень сложное магическое действо, посредством которого осуществляется гармоничное взаимодействие тантриков разных планов существования. Дети, зачатые во время ритуальной майтхуны в Бхайрави-чакре, являются необычными душами и часто обладают сверхчеловеческими способностями. Часто так в материальном мире воплощаются действительно великие души и даже существа нечеловеческой и божественной природы.
Практика вамачары, в которой инициированный садхака-мужчина должен иметь посвященную женщину-партнера, известна также как лата-садхана. Готовность к такому практикованию "тантры левой руки" требует от тантрика определенной психологической смелости и решимости. Обладающий подобными психологическими качествами тантрик именуется вирой ("героем"). В Тантрах Шива неоднократно говорит, что Он даровал путь с использованием "пяти таттв" для реализации качеств настоящего виры. Только инициированные последователи каула-дхармы могут практиковать садхану "тантры левой руки" и совершать почитание Шакти посредством паньчататтвы.
Согласно "Каулавали-нирнае" (4.15, 8.223-225), майтхуна — единственный способ, благодаря которому садхака может стать настоящим сиддхой. "Йони-тантра" (8.2) вообще провозглашает, что нет освобождения без майтхуны (майтхунена вина муктих). Однако следует иметь в виду, что майтхуна может быть не только внешней, но и внутренней (которую, например, должны практиковать тантрики-авадхуты). Но не имевший опыта майтхуны, выполняемой на внешнем уровне, едва ли способен осуществлять более сложную внутреннюю майтхуну, практикуемую высшими авадхутами и сиддхами. Поэтому в определенных случаях даже авадхутам, не научившимся еще практике внутренней майтхуны, разрешается принимать участие (вместе с садхаками-мирянами) в таинстве чакра-пуджи с использованием майтхуны на непосредственно физическом уровне.
Благодаря правильно и длительно выполняемой садхане "тантры левой руки" тантрик может реально стать сиддхой (совершенным йогином) и тем самым удостоиться возможности приступить на практике непосредственно к садхане сиддхантачары, когда отпадает необходимость выполнения паньчататтвы, включая майтхуну, на внешнем физическом уровне.
Следует отличать майтхуну (в разных ее формах) как ритуально-магическое таинство вамачары от обычного светского индийского "искусства любви", описанного в кама-шастрах (например, в "Кама-сутре"), включающих в себя значительное число произведений, которые не являются частью собственно тантризма. Это, скорее, чисто светские трактаты по эротологии, цель которых — учить высшие слои индийского общества изощренному "искусству любви" и тем самым дать максимум наслаждения жизнью, т.е. цель их — одно лишь наслаждение (бхукти). Каких-либо духовных и мистических целей составители кама-шастр не преследуют. Чаще всего эти авторы даже не были тантриками (некоторые из авторов кама-шастр даже были мусульманами) и писали свои трактаты для светских людей — феодалов и богатых горожан. Не связаны напрямую с тантризмом и знаменитые скульптурные изображения совокупляющихся людей и животных из индуистских храмов в Кхаджурахо, Конараке, Эллоре и др. местах Индии, где изображены именно сцены и темы из кама-шастр, а отнюдь не сексо-йогические позы ритуальной тантрической майтхуны. Светское индийское "искусство любви" является неотъемлемой частью индуистской культуры в целом.
Существует расхожее обывательское суждение, что Тантра - это "йога секса". Правильнее все же говорить, что "йога секса" - всего лишь одно из практических средств (упай) традиционной Тантры, применяемых ради достижения более важных духовных целей. Главная же духовная цель, реализация единства с Богом, вселенной и всеми существами, есть нечто большее, чем просто достижение мастерства в "искусстве любви".