Этикет вайшнава

Written on Пятница, Август 25th, 2006 at 11:36 by admin
Filed under Ведическая культура.

В священных писаниях говорится, что человек, обретший сознание Кришны (т.е. полностью посвятивший себя трансцендентному любовному служению Господу), развивает в себе все хорошие качества полубогов. Вот некоторые, самые яркие из этих качеств:

1. Вайшнав всегда добр ко всем и никогда не ищет ссор.

2. Вайшнава интересует сущность жизни, духовная по природе.

3. Он ко всем относится одинаково, и никто не может обнаружить в нем недостатков (имеются в виду недостатки характера, а не телесные недуги и т.п).

4. Ум вайшнава всегда чист, свеж и свободен от навязчивых идей.

5. Вайшнав несет благо всем живым существам, он всегда спокоен и всегда полагается на Кришну (Бога).

6. У вайшнава нет никаких материальных желаний.

7. Вайшнав отличается скромностью.

8. Вайшнав всегда тверд в своих намерениях.

9. Вайшнав одерживает верх над шестью врагами: похотью, гневом, жадностью, гордынею, безумием и завистью.

10. Вайшнав никогда не переедает.

11. Вайшнаву никогда не изменяет здравомыслие (т.е. он обладает устойчивой психикой).

12. Вайшнав всегда почтителен к другим и при этом не требует почтения к себе.

13. Вайшнав серьезен (это не значит, что он не шутит или не смеется; это означает, что каждый свой шаг или слово он тщательно взвешивает и обдумывает).

14. Вайшнав милосерден (не только к людям, но и к животным; вайшнав никогда не станет убивать или поедать животных).

15. Вайшнав поэтичен (человек, познавший божественную любовь, развивает в себе способность к высокой поэзии; Кришна говорит в "Бхагавад-гите", что талант в человеке – проявление Божественного).

16. Вайшнав искусен во всем (такова черта вечной души; душа в своем изначальном состоянии владеет множеством искусств, таких как музыка, живопись, танец и т.д.; в материальном мире эти искусства лишь отчасти проявляют свое многообразие).

17. Вайшнав молчалив (молчаливость – признак глубоких размышлений; вайшнав очень сострадателен, поэтому его размышления касаются благоденствия всех живых существ; под молчанием также подразумевают отказ от бесполезной болтовни или обсуждения сплетен).

В книге "Учение Шри Чайтаньи" есть такие строки: "(…) если человек получает возможность служить великой душе – махатме – путь к освобождению для него открыт. Однако те, кто привязан к материалистам, следуют путем тьмы. Настоящие святые отличаются такими качествами, как невозмутимость, спокойствие, дружелюбие ко всем существам и неподвластность гневу. Просто общаясь с таким святым, можно встать на путь сознания Кришны (на путь вайшнава). Поистине, чтобы развить в себе любовь к Богу, необходимо общаться со святыми преданными. Каждому, кто соприкоснется со святым человеком, открывается путь совершенствования в духовной жизни, и, следуя по стопам такого преданного, человек несомненно разовьет в себе сознание Кришны".

Для тех, кто желает достичь такого уровня, существует шесть видов рекомендаций:

1. Человек должен принимать все, что благоприятно для выполнения преданного служения. Преданное служение начинается с повторения святого имени Господа, а благоприятным фактором является, в первую очередь, чистота. Чистота бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя чистота – это чистота тела и чистота жилища. Для поддержания тела в чистоте следует совершать омовение сразу после сна, а также после опорожнения кишечника, после бритья, после стрижки волос и ногтей, а также после посещения кладбищ или крематория. Чистота жилища достигается ежедневной уборкой, поддержанием порядка, а также правильного использования пространства в соответствии с ведической наукой васати ("наука об устойчивости"). Внутренняя чистота – это чистота помыслов. Она достигается с помощью поклонов духовному учителю и Божествам, а также ранним подъемом. Вставать следует до восхода солнца; обычно на западе вайшнавы встают в 4 или 5 часов утра и поют молитвы духовному учителю, а затем два-три часа повторяют имена Бога на четках. Самым лучшим средством для сохранения чистоты ума является постоянное повторение святого имени Кришны в форме маха-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Таким образом, святое имя Кришны является одновременно и средством, и целью духовной практики.

2. Следующая рекомендация – отвергать все, что неблагоприятно для выполнения преданного служения. В "Шримад-Бхагаватам" содержится информация о четырех вечных принципах религии: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. Соответственно, четыре вида греховной деятельности разрушают эти принципы. Это 1) употребление одурманивающих веществ (сюда входят наркотики, табак, спиртное и даже кофе и чай, а также все продукты, их содержащие); 2) недозволенные отношения с противоположным полом (в ведической культуре половые отношения разрешены только в браке и только ради зачатия детей); 3) убиение и употребление в пищу животных (мясо любого вида, рыба и яйца отвергаются вайшнавами); и 4) азартные игры (особенно в нашу эпоху, мы видим, как азартные игры становятся источником вражды между людьми; вайшнавы не ходят в игорные дома и не играют в лотереи). Чрезмерная страсть к деньгам, женщинам и положению в обществе вредит духовному развитию человека. От такой страсти следует освободиться с помощью общения с возвышенными вайшнавами.

3. Лишь Кришна способен защитить нас от всех невзгод. Такое умонастроение развивает в себе человек, стремящийся к реальному осознанию Бога. В Индии есть пословица: "Если Кришна захочет кого-то погубить – кто спасет его? И если Кришна захочет кого-то спасти – кто сможет погубить его?" Человек должен быть совершенно уверен в том, что только Кришна может защитить его. Вся жизнь вайшнава пронизана такой уверенностью. Так развивается подлинное бесстрашие, одно из качеств, позволяющее душе войти в духовную реальность.

4. Вайшнав должен видеть в Кришне того, кто дает ему все средства к существованию. Нередко человек, воспитанный в ведической культуре, привязывался к поклонению полубогам, могущественным существам, повелителям материальных элементов и стихий. Конечно, на Западе многие считают это мифами, а богословы обвиняют таких людей в язычестве. Тем не менее, ведические писания ясно утверждают, что за любым явлением природы стоит личность. В ведической культуре была развита традиция благословений. Эта традиция совсем неизвестна людям Запада. Здесь, на Западе, мы привыкли считать, что в жизни можно добиться все своими силами. Тем не менее, духовная и материальная нищета, распространившаяся в современном "прогрессивном" мире, полностью обесценивает такую точку зрения. Страны мира беднеют, скудеют природные богатства, разрушается озоновый слой и тают ледники. Цунами берут свою мзду, и войны уже не кажутся чем-то далеким и необычным. Веды утверждают, что все это – следствие несогласованных действий между человеческим обществом и вершителями судеб вселенной. Однако тому, кто ступил на путь вайшнава, нет необходимости поклоняться полубогам. Кришна говорит в "Бхагавад-гите", что Он – источник всех благословений, которыми могут наградить полубоги. Поэтому, если человек желает мирно и в достатке жить на земле, он должен искать благословений исключительно Кришны (Бога). Такое отношение поможет ему также достичь духовного просветления. Это объясняется абсолютной природой Кришны. Известны случаи, когда человек добивался у Кришны материальных благословений, но затем, лишь увидев прекрасный облик Кришны, забывал о всех своих тревогах и желал лишь одного – преданно служить Ему. Таково абсолютное благо, получаемое от поклонения Кришне и упования на Него.

5. Следующий, очень высокий уровень духовного развития, - это уровень, на котором вайшнав сознает, что одни его желания ничего не решают; пока Кришна не исполнит их, они не смогут исполниться сами по себе. На этом этапе каждое действие вайшнава становится исполнением воли Господа. Здесь следует заметить, что зачастую люди путают свои бредовые идеи с замыслами Господа. Чтобы действительно постичь замысел Господа, нужно, во-первых, свериться со священными писаниями, а, во-вторых, спросить у своего духовного учителя, действительно ли Господь хочет от меня этого. Лишь на очень высоком уровне духовного развития человек может слышать указания Сверхдуши. В основном, эти указания приходят к нам через разум. Способность трезво мыслить – одно из условий для восприятия указаний Бога. Разум – проводник воли Господа, и, если разум очищен, мы можем понять, что хочет Господь, и соединить свои желания с его желаниями.

6. Последним по списку, но не по значению, подспорьем на пути к Богу является определенное умонастроение, когда вайшнав считает себя самой падшей душой, не способной ни на что. В таком состоянии вайшнав уповает лишь на Кришну, моля его о спасении. Это очень высокий уровень; имитировать его – значит напрасно тратить время. Обычно, если мы видим у себя в сердце недостатки, нам несложно считать себя падшими. Однако, стоит нам лишь немного продвинуться по духовному пути, как мы начинаем мнить себя великими праведниками. Это – проявление гордыни, а не подлинной преданности. Подлинное смирение является неотъемлемым атрибутом любви к Богу, высшего достижения человеческой жизни.