Развития движения Шри Чайтаньи.

Written on Среда, Июль 25th, 2007 at 11:46 by admin
Filed under Вайшнавизм.

4.jpg

После Шри Чайтаньи начатое Им движение успешно распространяется в разных частях Индии: на востоке – в Бенгалии, Ориссе и Ассаме, на западе – в городах Матхура и Вриндаван. В Бенгалии проповедует Нитьянянда, ближайший сподвижник Шри Чайтаньи, а впоследствии Вирабхадра, сын Нитьянанды, а также его супруга Джахнава Деви; в Ориссе – Шьямананда и Расикананда; в Матхуре и Вриндаване – «Вриндаванские Госвами» – Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и др.; в Ориссе – Шанкарадева. Проповедь бенгальских вайшнавов заметна также в городах Западной Индии – Джайпуре, Лахоре,  Мултане и Пандарпуре (Chatterjee A.N., Srikrisna Caitanya. A Historical Study on Gaudiya Vaisnavism. New Delhi, Associated Publishing Company, 1997., p.113). Многие последователи Шри Чайтаньи составляют  труды по теологии и духовной практике, в которых обобщают и систематизируют его учение (Сам Шри Чайтанья почти ничего не написал, от Него осталось лишь очень короткое сочинение «Шикшаштака» («Наставление в восьми стихах»)). Наиболее значительные произведения такого рода принадлежат «Вриндаванским Госвами». Пишется большое количество агиографических сочинений, посвященных Шри Чайтанье и его последователям, главные из которых – «Шри Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа и «Чайтанья-бхагавата» Вриндавана Даса, монументальные поэмы на бенгали. Появляется множество религиозных песен и гимнов (пад),  авторство наиболее известных из них принадлежит выдающемуся поэту Нароттаму Дасу. Даже авторы, не являющиеся вайшнавами, испытывают влияние последователей Шри Чайтаньи – например, некоторые бенгальские шактисты (поклонники богини Дурги) в посвящениях к своим трудам восхваляют Шри Чайтанью как воплощение Бога (ibid., p.156).

Движение, начатое Шри Чайтаньей, широко открывает двери для всех тех, кого считали париями в индийском обществе. На многолюдных совместных трапезах, ставшими обычаем у вайшнавов, вместе с брахманами и кшатриями бок о бок сидят шудры и чандалы, а также недавние буддисты и мусульмане, словом все те, кому раньше доступ в общество «дваждырожденных» был строго настрого закрыт. Такое подчеркнутое безразличие к происхождению и социальному положению доходит до того, что царь Ориссы Пратапарудра подметает дорогу перед колесницей Джаганнатхи на празднике Ратха-ятра, а шудра Нароттам Дас становится почитаемым духовным наставником, общения с которым ищут многие знатные люди. Достоинство человека определяется отныне не кастой, а только преданностью Богу.

В дальнейшем движение продолжает расти. Важной частью религиозной жизни Индии становятся вайшнавские махотсавы, пышные многолюдные праздники и фестивали, посвященные деяниям Кришны и Его аватар, а также общественные пиры и санкиртаны – уличные шествия с пением имен Бога. На деньги богатых последователей и почитателей (в том числе и мусульман) строятся храмы и монастыри. В одном лишь Джаганнатха Пури насчитывается около трехсот храмов, посвященных Кришне и Шри Чайтанье, а во Вриндаване – более пятисот (ibid., p.167). Вайшнавские теологи, крупнейшие из которых – Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана (17-18 вв.) продолжают разработку учения Шри Чайтаньи.